/
Учителю

Мотивация впечатлениями, или как наполнить урок эмоциями

113
Автор статьи
Сооснователь и креативный директор МАОУ Гимназии N 210 "Корифей", к.п.н., почётный работник общего образования РФ, сертифицированный коуч ACF.

Все — и педагоги, и родители — сходятся во мнении, что мотивация является альфой и омегой успешной учёбы и вообще любой деятельности. Это основной фактор и важнейший результат качественного образования, потому что умеющий и любящий учиться человек - самый желанный выпускник любой ступени обучения.

Учитель, разумеется, нужен тоже мотивированный, осознавший важность педагогической позиции, и, прежде всего, получающий удовольствие от самого процесса общения с детьми и их прогресса. 

Различные исследования (отечественные и зарубежные) приходят к интересным выводам: учителя с глубоким знанием предмета не всегда способны заинтересовать учеников, необходимо добавить личность педагога, его харизму, энергетику, энтузиазм и уровень эмпатии. 

Мотивационные стратегии могут быть различными, но в условиях современной школы они обязательно должны включать гибкую организацию занятий, вовлечение  детей, позитивную обратную связь, веру в потенциал учеников и психологическую компетентность.

Конечно, возникает вопрос: где постоянно черпать энергию и энтузиазм учителю с нагрузкой более 30 часов в неделю, горой отчётности и непростой личной жизнью?

Волшебного эликсира мы не предложим, но поделимся эффективной методикой, которая станет реальным подспорьем для работы как с классом, так и с отдельным ребёнком. 

Прежде всего давайте переместим фокус усилий и креатива с прохождения программы или внедрения каких-то инновационных решений – онлайн сервисов, систем скрининга и мониторинга – непосредственно на эмоциональное состояние и впечатления конкретного ребёнка (детского коллектива). 

На них, кстати, влияет немало факторов, в том числе, ваше собственное настроение, выражение лица, взгляд,  тембр голоса, жестикуляция и стиль общения. Одни 40 минут сидят за учительским столом, другие резко перемещаются по классу и любят стоять за спиной. Кто-то сверлит зрачками и часто срывается на крик, а кто-то скользит рассеянным взором и любит пошутить. Каждый школьник быстро учится считывать этот язык, который говорит о вас больше, чем преподаваемый материал.

Вы задумывались когда-нибудь, что приносите с собой в класс - не в смысле тетрадей, карт или микроскопов, а состояния души, внутреннего послания, которое прочитывается через походку, осанку, взгляд, интонацию? Вы вошли - и дети что?.. напрягаются? радуются? замирают от страха? опускают глаза?  предвкушают новый интересный разговор, игру? 

Есть ещё много вопросов, которые стоит задавать, готовясь к очередному занятию.

  • Чего я ожидаю от своих учеников? Чего хочу для них?

  • В каком настроении они меня встретят? А уйдут с урока?

  • Какие впечатления вынесут?

  • Что нового узнают, что смогут сделать иначе?

  • Как ученики оценят свой результат?

Переверните свой урок! Подумайте прежде всего о впечатлениях, которые получат дети. Ведь школа запоминается не конспектами и контрольными, а впечатлениями, им сопутствующими (если таковые остались). Иногда целые годы проходят без ярких воспоминаний или сохраняются как цепь тревожных и даже жестоких моментов.

Как в прекрасном стихотворении А. Кушнера про контрольные:

И все неприятности взрослые наши:

Проверки и промахи, трепет невольный,

Любовная связь и свидание даже —

Всё это не стоит той детской контрольной.

Так давайте вместе работать в рамках педагогики позитивных впечатлений! 

Уже в ХХI столетии появился новый термин “Learning Experience Design”: это как раз про производство впечатлений как технологию.

Процитируем одного из адептов российской педагогики впечатлений - Александра Прутченкова:

«Большинство людей уверены, что школа - это только учебники, домашние задания и экзамены. О, как они ошибаются! Мы приглашаем вас в мир, где обучение - это не мучение, а увлекательное шоу, полное впечатлений.

Внимание, эмоции на борту. Помните, когда ученики последний раз от удивления чуть не упали со стула? Вот это и есть настоящее обучение. Удивление, радость, восторг - такие эмоции стоят тысячи слов в учебниках».

Для того, чтобы корректно работать с эмоциями, учителю нужно самому учиться

  • делиться чувствами (прямая коммуникация, самораскрытие);

  • задавать настроение (тонами голоса, мимикой и жестами, а также через упражнения - мотивационные зарядки, игровые или танцевальные паузы, игры в ассоциации, сеансы обратной связи и т.п);

  • осознавать и регулировать собственные эмоции;

  • выражать свои мысли через позитивные послания;

  • развивать эмпатию (слушать и выслушивать, ставить себя на место другого, настраиваться на чувства ребёнка и т.п.).

А ещё нужно создать условия, при которых эмоции станут естественно проявляться и помогать обучению. Очень важны комфортный темп занятия (и его вариативность), разумный баланс интеллектуальной нагрузки и переключающих активностей, чередование индивидуальной и командной работы, включение фрагментов рефлексии, само- и взаимооценки, горизонтального обучения. 

Ну вот, наконец мы добрались до инструмента под названием “Learning Journey Map”, или “Путь ученика”. Можно назвать его также картой опыта учащегося.

Планируя занятие, мы по специальному алгоритму строим образовательный маршрут с точки зрения ученика, учитывая его исходный уровень, эмоции и потребности, возможные препятствия и желаемый результат.

Что можно спланировать?

  • действия, которые будет совершать ученик (почти как в технологической карте урока);

  • знания, навыки, ресурсы, необходимые ему на различных этапах;

  • индивидуальные возможности и предпочтения (высокий/низкий темп, степень интереса к предмету, тип восприятия, психофизиологические особенности и т.д.);

  • спектр эмоций, которые ребёнок может испытать;

  • результаты, к которым он придёт самостоятельно/ с помощью учителя/ других детей.

Цель составления LJM — взглянуть на процесс обучения глазами ребёнка, лучше понять его потребности, выявить болевые точки и факторы, которые могут негативно сказаться на опыте школьника. И в результате — улучшить образовательную программу.

Такая карта смещает привычный фокус и позволяет посмотреть на самого себя (педагога) с задней парты.

Вот один из примеров подобной карты.


Мы видим, что можно (и нужно) реально планировать эмоциональные реакции всего класса или различных групп учеников применительно к этапам урока. 

Например, начинаем с удивления (опыта, интересного примера, проблемного вопроса); обсуждая его, ученики испытывают воодушевление, интерес. Нашли ответ (или несколько) - празднуем!! Эмоциональный пик, похвалы, “лайки” самым сообразительным. Потом решение задач или мозговой штурм: сосредоточенность, размышления, погружение в себя. По формулам всё просто, но вот сложная задача, она не решается по шаблону… Растерянность, тревога, поиск решения - и победа!..  


В финале обсуждаем все пережитые эмоции: почему они были нужны, даже негативные, чем помогли в достижении цели. 

И, конечно, учитель тоже совершает рефлексию: удалось ли пройти всю карту в соответствии с планом? Есть ли “западающие” этапы, когда ученикам скучно или слишком сложно? Как эмоции влияют на мотивацию? Какие впечатления получили дети? Удалось ли зарядить их к следующей встрече?

Шаг за шагом мы овладеваем методами управления мотивацией, подбираем конкретные приёмы для каждого этапа (тест, дискуссия, командная игра, эстафета, работа в парах, квест, составление визуального конспекта). И постепенно включаем в планирование детей, давая им возможность стать равноправными дизайнерами учебного занятия. 

И последний, но очень важный! - момент. 

Готовясь к уроку, классному часу или собранию, задумайтесь: а в чём заключается ваша радость от его проведения? 

Какую главную эмоцию вы хотите донести до учеников? И какие радостные моменты им готовите? Чем сможете порадовать себя в процессе или по итогу? 

Круг замкнулся. Позитивный, любящий свою работу педагог - вот источник ярких эмоций и счастливых воспоминаний о школе.  


Создавайте лучшие впечатления!


Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
583
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
305
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
348